Эта статья об оригинальной Grand Theft Auto: San Andreas. Если вы в поисках информации о Grand Theft Auto: San Andreas – The Definitive Edition, то перейдите сюда.
Интересный факт
- San Andreas по-праву можно считать первой игрой в серии, где появились внутриигровые мифы и легенды, а так же второстепенные персонажи, которые будут появляется в будущих частях серии.
Grand Theft Auto: San Andreas (Сан Андреас) — видеоигра в жанре экшн от третьего лица. Проект разрабатывался в Rockstar North. Игра появилась на прилавках 26 октября 2004 года.
Седьмая игра в серии Grand Theft Auto. Это развитие Grand Theft Auto: Vice City и приквел Grand Theft Auto: Liberty City Stories и Grand Theft Auto III. Она была выпущена в один день с Grand Theft Auto: Advance. Действия происходят в вымышленном штате Сан-Андреас.
Сюжет
Карл Джонсон возвращается в свой родной город после смерти матери и наблюдает мрачную картину. Его семья распалась, а его друзья детства идут в плохом направлении. Город буквально раздирают на части проблемы с бандами, наркотиками и коррупцией.
Карл вынужден отправиться в путешествие, которое ведет через весь штат Сан Андреас с целью спасения своей семьи и получения контроля над улицами.
Introduction / Предыстория
Небольшой фильм, созданный на движке игры, в котором раскрываются детали событий, которые произошли между GTA: Vice City и San Andreas.
Данный фильм присутствовал на диске специального издания игры в Северной Америке, а так же вошел в состав официального саундтрека к игре.
Место действия
Впервые в серии Grand Theft Auto игрокам дается возможность обследовать целый штат, который состоит из трех полноценных городов: Лос-Сантос, Сан-Фиерро и Лас-Вентурас, окруженных обширными просторами сельской местности, включающие в себя: леса, пустыни, водоемы и даже горы.
Одной из особенностей, которая была присуща Grand Theft Auto III и Grand Theft Auto: Vice City (и более поздней Grand Theft Auto: Liberty City Stories), стало отсутствие в игре заставки «Добро пожаловать в …», которая часто прерывала ход игры в предыдущих играх; в Сан-Андреас переход между зонами происходит без каких-либо заставок.
Геймплей
Grand Theft Auto: San Andreas включает в себя все привычные элементы серии, которые уже знакомы игрокам по прошлым частям. Сам геймплей включает элементы шутера от третьего лица и вождение, где игроку предоставляется большая открытая местность для передвижения. Персонаж игрока способен ходить пешком, бегать, плавать (в первых играх Grand Theft Auto подводное плавание и плавание было невозможным, игрок всегда тонул), присутствуют некоторые элементы скалолазания, прыжков, а также применение оружия и различных форм рукопашного боя.
Карл Джонсон является самым (кастомным) настраиваемым главным героем в серии Grand Theft Auto. В игре игроку дается возможность изменить его одежду, татуировки, прическу, и даже массу тела, он может быть толстым, тощим или накаченным.
Первый раз в истории серии, главный герой может забираться на возвышенности, перелезать через заборы. Так же появилась возможность приобретать транспорт, а не только его красть. Каталог транспорта так же расширился, к вашим услугам: автомобили, лодки, самолеты, вертолеты, поезда, танки, мотоциклы, и велосипеды. Некоторый транспорт можно подвергнуть тюнингу в одной из станции Los Santos Customs.
Персонажи
Карл Джонсон
Карл Джонсон появился на свет в Лос-Сантосе, когда на дворе стоял 1968 год. Его мать — Беверли Джонсон, воспитывала четверых детей совсем одна. Карл никогда не знал своего отца и воспитанием занимался старший брат Шон (Свит). Так же у CJ есть сестра Кендл и младший брат Брайан.
В конце 80-ых, Карл становится лидером банды Grove Street Families. В этом же году у CJ в автокатастрофе погибает младший брат Брайан. После этого, Шон считает Карла виновным в смерти их младшего брата. Сразу же после этих событий, CJ покидает Лос-Сантос и отправляется в Либерти-Сити. Там он занимается автоугонами и мелкими грабежами вместе с Джоуи Леоне.
Спустя четыре года, в 1992 году Карл возвращается в родной город, чтобы похоронить свою мать, которая была убита. Карл замечает, что его банда близка к полному распаду, и решается помочь ей вернуть былое величие.
Фрэнк Тенпенни
Фрэнк Тенпенни — коррумпированный офицер полиции Лос-Сантоса. И хоть он заявляет, что является главным противником уличных банд в городе, это не мешает ему тайно сотрудничать с бандой Ballas.
Мелвин Харрис
Мелвин Харрис — один из лидеров Grove Street Families. Другие члены банды уважают его за ум и умение быстро принимать нужное решение. Верит в бога.
Шон Джонсон
Шон «Свит» Джонсон — старший брат Карла, который стал лидером Grove Street Families после отъезда CJ в Либерти-Сити.
Транспорт
В общей сложности в игре насчитывается около 250 единиц различного транспорта: от велосипедов до реактивных ранцев. Физика и особенности автомобилей аналогичны серии уличных гонок Midnight Club, что позволяет добиться гораздо лучшего управления транспортным средством.
Разные классы транспортных средств хороши в своих, определенных условиях. Внедорожники отлично подойдут для любителей поездить по сельской местности или пустыне. Самолеты быстры, но им нужна взлетно-посадочная полоса. Вертолеты могут садиться практически в любом месте, их гораздо легче контролировать в воздухе, но они медленнее.
В предыдущих играх серии было всего несколько самолетов, которые были не всегда доступны, а некоторые практически не пригодны для полетов. В San Andreas есть одиннадцать самолетов и девять вертолетов, и они более доступны и полезнее в миссиях игры. Так же появилась возможность прыгать с парашютом из самолета.
Оружие
Арсенал вооружения пополнился рядом новых «игрушек», которые помогут вам устроить настоящий хаос в штате. Также в игре появились и совсем странные объекты, такие как: букет цветов, четыре вида дилдо, трость и т.п. В остальном, многое из предложенного арсенала присутствовало в GTA: Vice City.
Как и в прошлых частях, оружие делится на категории и игрок не может носить все доступное в игре вооружение одновременно. Придется выбирать, что вам нужнее для конкретного задания или миссии.
Хобби и развлечения
В GTA: Vice City было чем заняться. Но Rockstar Games пошли значительно дальше и представили миру целый арсенал того, чем можно заняться между миссиями. GTA: San Andreas вместе с Grand Theft Auto V по праву удерживают пальму первенства в этом аспекте и по сей день.
Выходите в свой двор и поиграйте в баскетбол, пригласите вашу девушку на танец в модный клуб. Оснастите ваш лоурайдер пневматической подвеской и покажите всему району, кто тут лучше всех гарцует под бит. Играйте в бильярд, покер, блэкджек и просаживайте тонны накопленных денег.
Когда денег не останется, то выходите на «охоту» за чужим имуществом. В игре появилась возможность грабить чужие дома. Неотъемлемая часть «черной» культуры.
Мультиплеер
В игре присутствует кооперативный режим, где могут играть два игрока. Данная возможность присутствует только на приставках Playstation 2 и Xbox.
Этот режим работает на одном экране, поэтому игроки не могут отходить далеко друг от друга, чтобы не потерять себя из виду. Чтобы включить кооперативный режим, вам следует найти специальный маркер, который присутствует в разных районах штата.
Моддеры создавали ряд модификаций, призванных помочь ПК-геймерам получить этот функционал, но все упиралось в итоге в несовершенное управление, что не позволяло нормально играть.
Взамен, все обладатели ПК-версии игры имеют возможность установить неофициальные мультиплеерные дополнения, такие как Multi Theft Auto, Tournament, Rumble и San Andreas Multiplayer, которые расширяют функционал игры до невероятных масштабов, благодаря возможности писать собственные сценарии, создавать отдельные режимы и многое другое.
Влияние
GTA: SA — так же, как и Grand Theft Auto: Vice City — в значительной степени основывается на фильмах конца 1980-х и начала 1990-х годов. Саундтрек игры включает в себя такие жанры как гангста рэп, альтернатив/гранж/металл и новый джек-свинг, которые были присущи той же эпохе.
«Menace II Society»
Многие аспекты San Andreas были взяты из фильма «Menace II Society», который вышел в 1993 году. Помимо самого города, (Лос-Сантос основывается на Лос-Анджелесе), в игре так же присутствует отсылка к главной улице героев фильма (Grove Street). Сюжетная линия так же имеет несколько похожих совпадений с фильмом. Например, один из членов Grove Street Families, которого вы можете встретить на улице (он носит дреды) напоминает персонажа O-Dog из фильма.
«New Jack City»
Еще один фильм, который оказал больше влияние – это «New Jack City». Особенно хорошо это заметно по сюжетной линии в Сан-Фиерро. В игре, CJ дружит и работает с Джиззи Би, чтобы внедриться и уничтожить Синдикат Локо, так же, как сделал в фильме Скотти Эплтон с Нино Брауном. Персонаж Джиззи Би воссоздан по мотивам Нино Брауна. В самой игре вы можете сделать CJ похожим на Нино Брауна (если вы оденете CJ в Victim). Так же квартира Big Smoke ближе к концу игры напоминает апартаменты одного из персонажей в фильме.
Так же стоит отметить сходство с такими фильмами как «Цвета» (Colors) 1988 года, «Офицер Эдди Пуласки» (Officer Eddie Pulaski) и «Авария» (The C.R.A.S.H.), в которой полиция Лос-Анджелеса ведет ожесточенную борьбу с бандами. Кстати, именно так называется подразделение Фрэнка Тенпенни в самой игре, что является прямой отсылкой к фильму.
Другие отсылки
- Ребята по соседству (Boyz n the Hood) — большая часть геймплея создана из элементов этого фильма.
- Казино (Casino) — сюжетная часть игры в Лас-Вентурасе состоит из ряда отсылок к этому великому фильму.
- Воздушная тюрьма (Con Air) — есть по крайней мере две сцены в игре, которые в точности похожи на сцены из данного фильма (когда у двух полицейских на мотоциклах падают пончики на землю, и когда происходит погоня за пожарной машиной). И, наконец, кладбище самолетов похоже на то, что было в фильме.
- Беспечный ездок (Easy Rider) – персонаж-хиппи The Truth был озвучен Питером Фондой (Peter Fonda), который снимался в этом фильме.
- Криминальное чтиво (Pulp Fiction) – в фильме есть момент, когда Винсент Вега (Vincent Vega) звонит своему другу Лэнсу (Lance), чтобы сообщить о том, что у него в автомобиле девушка, но Лэнс вешает трубку со словами «Я не знаю вас, неправильный номер, хватит шутить, хватит шутить!», зная, что полиция может прослушивать их линию. Эта же фраза была сказана в разговоре между The Truth и CJ в одной из миссий.
- Жить и умереть в Лос-Анджелесе (To Live and Die in L.A.) — одна из погонь на автомобиле в игре похожа на погони этого фильма.
- Терминатор 2: Судный день (Terminator 2: Judgment Day) — несколько первых погонь имеют сходство с погонями в фильме. Особенно в миссии «Just Business».
- Тренировочный день (Training Day) — офицер Тенпенни стал пародией персонажа Дензела Вашингтона (Denzel Washington) из фильма.
Hot Coffee / Горячий кофе
Сан Андреас стала одной из самых популярных и обсуждаемых игр в мировой истории по многим причинам. Одна из таких — громкий скандал, который случился в 2005 году. Многие знают его как «Hot Coffee».
Это случилось в середине июня 2005 года. Патрик Вилденберг, 38-летний житель прекрасных Нидерландов, которого в сети знают под псевдонимом «PatrickW», выложил патч для игры под названием «Hot Coffee» и вошел в историю.
Дело в том, что в финальном релизе игры, после прогулки с одной из своих подружек, главный герой провожает ее до двери, и она спрашивает, хотел бы он зайти «выпить кофе». Если игрок соглашается, то камера остается снаружи дома и начинает немного раскачиваться взад и вперед, а в это время из дома доносятся стоны. После установки «Hot coffee», игрок получает возможность входить в дома подружек главного героя и принимать участие в специальной мини-игре. Нам кажется, вы уже догадались, в какой.
Будь это простой модификацией, никаких проблем у Rockstar Games и ее издателя не возникло бы, но все оказалось куда сложнее. Дело в том, что данная мини-игра изначально присутствовала в коде игры и была просто отключена разработчиками. Патрик же, не добавив ни одной строчки кода, смог включить данную функцию в игру.
Последствия не заставили себя долго ждать. Многие высокопоставленные чиновники США сразу же принялись раздувать из этого большую проблему.
Переиздание
20 июля 2005 года ESRB, организация, которая присваивает возрастной рейтинг мультимедийным продуктам, лишила игру рейтинга «Для Взрослых» (M) и поменяла на «Только Для Взрослых» (AO). Это был первый случай в Северной Америке, когда консольная игра с таким массовым тиражом продавалась с рейтингом AO.
Rockstar Games сразу же объявили, что прекращают выпуск копий игры, которые содержали скрытый контент. Разработчики в одностороннем порядке обязали дистрибьюторов наклеить наклейку с рейтингом AO на копии игры из старого тиража. Многие из продавцов были вынуждены снять с продажи игру, в соответствии с собственными правилами продажи.
В Австралии игре изначально дали рейтинг MA15+, но после всех событий отозвали его. И это означало, что игра уже не могла там продаваться.
В августе 2005 года, Rockstar North выпустила официальный патч «Cold Coffee» для РС-версии игры и переиздала GTA: SA, что позволило игре вернуть рейтинг «М». Версии для PlayStation 2 и Xbox также были переизданы.
На Playstation 2 было выпущено специальное издание «SECOND EDITION» с рейтингом «M» для приставок Playstation 2, включающее в себя документальный фильм «Sunday Driver».
8 ноября 2007 года Take-Two сделали официальное заявление по урегулированию судебного процесса, который был предъявлен после споров о «Hot Coffee». Каждый, кто приобрел копию игры с рейтингом AO и вырезанным контентом, мог бесплатно обменять ее на версию с рейтингом «M», а также получить денежную выплату в размере $35 при наличии заявления.
Что интересно, по данным The New York Times, в общей сложности было подано всего 2676 претензий на компенсацию.
Восприятие
Еще до выхода игры на PlayStation 2, игра входила в список самых ожидаемые проектов за 2004 год вместе с Halo 2, Doom III и Half-Life 2.
Ожидания оправдались, SA получила очень высокие оценки и является одной из лучших игр, выпущенных на PS2, по данным Metacritic (95%). IGN дали игре 9.9/10 (самый высокий балл, который когда-либо присуждался игре PlayStation 2).
По состоянию на 26 марта 2008 года, в соответствии с данными Take-Two Interactive было продано 27,5 миллионов копий GTA: SA. Издание The Guinness World Records 2009 Gamer’s Edition назвало ее самой успешной игрой на PlayStation 2, с 17.33 миллионами копий игры, проданных только для этой консоли, и в общей сложности 21,5 миллионами для всех остальных форматов.
Чарльз Герольд (Charles Herold) из The New York Times дал единственный не положительный обзор игры, поставив 4 из 10, критикуя «раздражающую» структуру миссий и избыточное насилие в игре.
Саундтрек San Andreas
После зубодробительного и масштабного саундтрека к GTA: Vice City, многие фанаты пришли к выводу, что с музыкальным вкусом у Rockstar Games проблем не возникнет. И они были правы. Новый саундтрек идеально отражает эпоху начала 90-х на вечно залитым солнцем западным побережьем. Композиции представлены из абсолютно разных поколений: 80-х, 70-х, 60-х.
Для любителей послушать свою музыку, разработчики предоставили уже знакомую по прошлым частям радиостанцию Independence FM, которая будет крутить ваши треки и добавлять вставки радиоведущих (опционально) между песнями.
Разработчики не стали изменять себе и в очередной раз решили порадовать самых преданных фанатов специальным изданием саундтрека, состоящим из лучших треков самых разных радиостанций, которые присутствуют в игре.
Помимо музыки, там так же присутствует небольшой фильм «The Introduction», в котором даются ответы на многие вопросы, такие как «Кто убил мать Карла?» или «Чем Карл занимался в Либери-Сити?».
Системные требования
Минимальные:
- Процессор: 1 ГГц Pentium или AMD Athlon
- Оперативная память: 256 МБ
- Видеокарта: с 64 МБ видеопамяти и совместимая с DirectX 9 (GeForce 3 или выше)
- Звуковая карта: совместимая с DirectX 9
- Дисковод: 8-скоростной DVD-ROM
- Свободное место на жестком диске: 4,7 ГБ
- Периферийные устройства: клавиатура и мышь
- Операционная система: Windows 2000 (с пакетом обновлений 1 или выше)
Рекомендуемые:
- Процессор: Pentium 4 или Athlon XP
- Оперативная память: не менее 384 МБ
- Видеокарта: Nvidia GeForce 6 с 128 МБ видеопамяти или лучше
- Звуковая карта: с объемным звуком, совместимая с DirectX 9 (рекомендуется Sound Blaster Audigy 2)
- DVD-дисковод: 16-скоростной DVD-дисковод
- Свободное место на жестком диске: 4,7 ГБ
- Периферийные устройства: клавиатура и мышь
- Операционная система: Windows XP (с пакетом обновлений 1 или выше)
Интересные факты
- Впервые в серии руль в автомобилях был сделан круглым. В GTA III, GTA Vice City (и Liberty City Stories, которая была выпущена после Сан-Андреас), транспортные средства имели пентагональный руль.
- Также, SA является единственной игрой в серии, в которой у машин есть крышка бензобака.
- Большинство персонажей наклоняют свою голову вправо, (некоторые персонажи делают это только при прицеливании/стрельбе). Скорее всего это связано с «гангстерским» антуражем игры.
- Так же все одноручное оружие держится с наклоном влево, это еще одна отсылка на гангстерский элемент игры.
- Rockstar Games отвергли предложение рэпера 50 Cent в его озвучке главного героя (Карла Джонсона), т.к разработчики посчитали, что у игроков создастся ложная ассоциация с самим артистом.
- Из-за за массового успеха и популярности игра вышла на многих устройствах, что не скажешь про другие части серии.
- Изначально в игре планировалось добавить несколько главных героев, но этого не удалось сделать из-за технических ограничений того времени. Позже, эта возможность появилась в Grand Theft Auto V.
- В файлах игры (папка .txd) вы можете найти бета-контент из Grand Theft Auto: Vice City: альтернативные карты города, загрузочные экраны и т.п.
- Слово «трахаться» («fuck») и его производные используются в игре 365 раз, не считая саундтреки или случайные взаимодействия с персонажами.
- SA стала первой игрой серии, в который так широко используется жесткий словесный жаргон: «еб*ть», «ублюдок», «п*зда» («fuck», «motherfucker», «cunt»).
- События в игре происходят в зимнее время, т.к когда Карл возвращается в одной из миссии в Либерти-Сити, там лежит снег.
- Команда BradyGames, которая занимается выпуском официальных гайдов по играм, допустила ряд ошибок в своем мануале по игре. Скорее всего это связано с тем, что он создавался не по финальной части игры. Например, в игре отсутствуют ряд «скрытых пакетов», которые были описаны в гайде. Так же есть различия в сюжетном прохождении: некоторые миссии начинались совсем по-другому в финальном релизе игры.